Учебные аудитории исследовательского центра молекулярной электроники НИИМЭ
Цели внедрения
В июле 2023 года в АО «НИИМЭ» стартовал проект создания мультимедийных аудиторий для гибридного обучения и проведения мероприятий. Заказчик обратился к нам на этапе планирования капитального ремонта и перепланировки одного из этажей.
Благодаря отсутствию конструктивных ограничений в помещениях, нашим специалистам была предоставлена возможность для разработки оптимального решения.
Детально изучив и проанализировав потребности Заказчика, команда IPVS приняла проект в работу и приступила к разработке концепций реализации и сценариев использования помещений.
Были сформулированы основные задачи:
- Создать удобные и современные пространства для обучения,
- Реализовать аудитории для проведения сеансов видеоконференц связи,
- Организовать удобное и понятное место оператора для одновременной работы с двумя аудиториями.
Для решения этих задач было использовано передовое оборудование от ведущих вендоров.
Процесс согласования проходил сразу с несколькими ответственными отделами – эксплуатантами (it-отдел), дизайнерами и подрядчиком по строительным работам.
После согласования спецификации нашими специалистами было подготовлено полноценное строительное задание для подрядчиков по установке усиливающих конструкций в стены, скрытой прокладке кабельных трасс и решению других технических задач.
Большая учебная аудитория
Главным требованием от Заказчика по Большой аудитории было наличие широкоформатной системы отображения с возможностью интерактивного взаимодействия с выводимой информацией.
Нами было предложено несколько решений на базе LED-экранов. В качестве итогового варианта Заказчик согласовал продукт «все-в-одном» от одного из ведущих мировых вендоров по светодиодным экранам – Absen iCon C138. Оптимальным устройством для данного помещения и решения поставленных задач послужила светодиодная панель с диагональю 138”.
Камнем преткновения в этой ситуации было требование об интерактивном взаимодействии преподавателя с системой отображения. Большая диагональ экрана не позволяла взаимодействовать с информацией полноценно - до верхней точки светодиодного экрана было невозможно дотянуться.
К данной ситуации мы подошли с особым энтузиазмом и по итогу продолжительных тестов выявили оптимальный вариант. Сенсорный планшет на базе ОС Windows помог решить задачу.
Перед началом мероприятия планшет сопрягается с управляющим компьютером и вся информация дублируется на его экране. С помощью специализированного программного обеспечения удалось реализовать возможность интерактивного взаимодействия со светодиодным экраном.
В качестве микрофонной системы было использовано наиболее подходящее решение – цифровой потолочный микрофонный массив Shure MXA920. Это позволило с высокой точностью захватывать голоса из аудитории, а благодаря микрофонному массиву с функцией “определения зоны захвата звука” было реализовано зональное наведение поворотных видеокамер (3 зоны в аудитории и зона преподавателя).
Для преподавателей с тихим голосом используется петличный и ручной микрофоны с радиосистемой Relacart. Это надежное решение позволяет исключить некорректный захват голоса ввиду ограничения чувствительности потолочного микрофона.
В качестве системы звукоусиления выбрано решение от бренда Monisms на базе цифровых потолочных колонок с поддержкой протокола передачи звука по сети Dante. Система, состоящая из четырех элементов, является наиболее удачным выбором для решения задачи по гибкой маршрутизации звука в помещениях. Тонкая настройка акустических систем позволила избежать нежелательных отражений, а также создать комфортный уровень звукового давления и обеспечить точную передачу речи.
Для захвата видео в аудитории реализована система из двух PTZ-камер. Одна PTZ-камера захватывает зону аудитории, а вторая - зону преподавателя. Гибкая система коммутации позволяет использовать каждую камеру как отдельно, так и составлять коллаж из двух изображений.
Малая учебная аудитория
Задача по малой учебной аудитории была несколько проще, но схожей по степени ответственности: разместить интерактивное средство отображения, системы микрофонов и звукоусиления, а также камеру.
В качестве интерактивной панели было выбрано решение от Lumien. Интерактивная панель Lumien LMP9804EL отлично вписалась в переговорную. Диагонали интерактивной панели достаточно для комфортного восприятия со всех точек аудитории.
Интерактивное взаимодействие с системой так же удобно – панель размещена на высоте 800 мм от пола, в таком формате установки сенсорный экран может быть полностью задействован.
Для системы звукоусиления, так же, как и в Большой учебной аудитории используются акустические системы Monisms MNS-6A11CS-1P.
В качестве системы микрофонов для данной аудитории были выбраны потолочные микрофонные массивы Prestel VCS-MA8C-CW. Четыре микрофона обеспечивают захват голоса по всей площади помещения. В ходе реализации проекта микрофоны проявили себя с наилучшей стороны – простота установки и настройки позволяют использовать их сразу после подключения.
Для спикеров, чей голос может быть тяжело уловить потолочным микрофоном, по аналогии с Большой учебной аудиторией, предусмотрена радиосистема с петличным и ручными микрофонами.
В учебных аудиториях реализована беспроводная демонстрация контента с собственных устройств пользователей. Система Prestel BYOD-14HC позволяет подключаться к системе отображения учебной аудитории посредством беспроводных адаптеров Prestel WB-1H и Prestel WB-1C или по протоколам AirPlay и Miracast.
Для протоколирования мероприятий в аудиториях используется специализированное решение под названием meet2b. Решение состоит в Реестре ПО Минцифры РФ (Запись №17523 от 17.05.2023). Взаимодействие оператора и ПО meet2b производится через планшет управления (cтарт / стоп записи). Все записи прошедших мероприятий доступны для выгрузки и просмотра в специальном веб-интерфейсе.
Рабочее место оператора
На рабочем месте оператора используется 2 отдельных компьютера и комплект из мониторов на гибком кронштейне для работы с каждой аудиторией. Такой формат оснащения позволяет проводить два независимых мероприятия параллельно.
Для ручного управления камерами предусмотрен пульт управления Prestel KB-IP10. Он обеспечивает плавное наведение на необходимую позицию и моментальный вызов пресетов (заранее заданных позиций). Дополнительной и очень удобной функцией данного устройства является наличие сенсорного экрана, на который можно вывести предпросмотр камер. Для большего удобства, на месте оператора используется отдельный дублирующий монитор для пульта управления – на него в более крупном масштабе выводится сетка с доступными камерами.
Для оперативного общения оператора с залами используется цифровой Dante микрофон Prestel MG-1D. Голос оператора, благодаря гибкой системе аудио маршрутизации, использования решений на базе протокола Dante, можно посылать либо в Большую учебную аудиторию, либо в Малую. Также предусмотрен режим трансляции голоса в обе аудитории одновременно.
Для управления всем комплексом оборудования используется планшет с разработанным интерфейсом управления.
Интерфейс управления задействует сразу несколько систем:
- Система камер
Реализован быстрый вызов пресетов, а также джойстик для управления положением PTZ-камер. Дополнительно предусмотрена возможность включения или отключения слежения камеры за лектором и автоматическое наведение. Данный функционал реализован благодаря продуманной связке из нескольких устройств: цифрового потолочного микрофонного массива, PTZ-камеры, бесподрывного матричного коммутатора и системы управления.
- Система звукоусиления
Предусмотрена возможность регулировки уровней звуковых сигналов, как локальных, так и тех, что уходят в конференцию.
- Система микрофонов
Интерфейс позволяет заглушить все микрофоны. В Большой учебной аудитории предусмотрена функция включения / выключения слежения и наведения на активного говорящего.
- Система видеокоммутации
Оператор может выбирать источники, которые будут отображаться на основной системе отображения. Реализован вывод ПК оператора, BYOD-системы, а также источника подключенного по HDMI кабелю.
- Система записи и протоколирования мероприятий
Для удобства и простоты использования, в графическом интерфейсе предусмотрена только кнопка «Старт / Стоп записи».
Планшет системы управления установлен в специальный кейс - Emonita A9 c настольной подставкой Emonita EX150C.
Кейс выполнен из прочного пластика, в который интегрирован магнитный коннектор с функцией зарядки устройства. Планшет крепится к настольной подставке с регулируемым углом наклона и позволяет оператору использовать устройство как на рабочем месте, так и при нахождении в любой из аудиторий.
Настольная подставка оснащена платформой для беспроводной зарядки смартфона или любого совместимого носимого устройства.
В процессе реализации проекта НИИМЭ, были использованы передовые технологии и оборудование, обеспечивающие интерактивное взаимодействие, качественное звукоусиление и видеозапись. Особое внимание уделено гибкости и удобству управления системами, что позволяет эффективно использовать аудитории для различных образовательных целей.
Заказчик получил ряд преимуществ, обратившись в IPVS для реализации проекта мультимедийных аудиторий:
1. Индивидуальный подход: Мы детально изучили потребности заказчика и предложили оптимальные решения, соответствующие его требованиям.
2. Современные технологии: Использование передовых компонентов и оборудования от ведущих вендоров обеспечило высокое качество звука, изображения и интерактивного взаимодействия.
3. Гибкость и удобство: Разработанные системы позволяют легко управлять оборудованием и адаптировать пространство для различных мероприятий и форматов обучения.
4. Эффективное взаимодействие: Интеграция систем видеоконференцсвязи и записи мероприятий обеспечивает удобство проведения и протоколирования событий.
5. Профессиональная реализация: Проект был выполнен с учетом всех технических требований, что гарантирует надежность и долговечность решений.
Реализация
январь - июнь 2024
Менеджер проекта
Баранов Антон
Используемое оборудование в проекте
Большая учебная аудитория:
- Светодиодный экран ABSEN iCon C138
- Потолочный микрофонный массив SHURE MXA920W-S-60CM
- Приемник Relacart UR-223D
- Ручной радиомикрофон Relacart UH-222
- Поясной передатчик Relacart UT-222
- PTZ камера Prestel HD-PTZ412HSU3
- Потолочная акустическая система Monisms MNS-6A11CS-1P
- Система для совместной работы Prestel BYOD-14HC
- Адаптер для беспроводного подключения к HDMI и USB, Prestel WB-1H
- Адаптер для беспроводного подключения к USB-C, Prestel WB-1C
Малая учебная аудитория:
- Интерактивная панель Lumien LMP9804EL
- Потолочный микрофонный массив Prestel VCS-MA8C-CW
- Потолочная акустическая система Monisms MNS-6A11CS-1P
- Приемник Relacart UR-223D
- Ручной радиомикрофон Relacart UH-222
- Поясной передатчик Relacart UT-222;
- PTZ камера Prestel HD-PTZ412HSU3
- Система для совместной работы Prestel BYOD-14HC
- Адаптер для беспроводного подключения к HDMI и USB, Prestel WB-1H
- Адаптер для беспроводного подключения к USB-C, Prestel WB-1C
Стоечное оборудование:
- DSP аудиопроцессор Prestel DAP-0808AD
- Конвертер USB в Dante Prestel ADP-2USB
- Матричный коммутатор HDMI 8х8 Prestel FM-88H2DA
- Бесподрывный HDMI коммутатор Prestel SW-4K21MVS
- Передатчик и приемник сигнала Prestel EHD-4K100
- Контроллер системы управления Prestel CP-RS8
- PoE L2+ коммутатор Prestel NS2-48C1-600P-4F10
- Устройства записи и трансляции meet2b
Рабочее место оператора:
- Планшет управления Apple iPad
- Чехол Emonita A9
- Настольная подставка Emonita EX150C
- Пульт управления для PTZ камер Prestel KB-IP10
Этапы проведения работ
-
1Предпроектный осмотр, составление технического задания
-
2Визуализация, разработка проектной документации
-
3Заказ и поставка оборудования
-
4Монтаж и настройка
-
5Обучение персонала
-
6Гарантийное и сервисное обслуживание